ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Введение. Комплектация и технические характеристики.
- Внутреннее устройство.
- Установка.
- Совместимость с видеокартами. Выбор конфигурации для VFX1.
- Установка программного обеспечения.
- Впечатления от виртуальной реальности. Игры. Заключение.
Как только одеваешь шлем, сразу становиться понятно, что это ну никак не монитор. Наушники плотно облегают уши и изолируют от посторонних звуков. Изображение очень своеобразное – висящий в воздухе в полной темноте большой экран, на котором происходит действие игры. Всё сделано для полного погружения в виртуальный мир. Помню, в то время были популярны 15 дюймовые мониторы, так вот, по ощущениям, монитор и такой вот виртуальный экран сродни автомобильному телевизору экрану кинотеатра. Впечатление шлем производит просто убойное! Справедливости ради, скажу, что разрешение у шлема по современным меркам непривычно мало. Очень хорошо видны не только пиксели, но и суб-пиксели. Сначала, кажется, что смотришь на экран сквозь сетку с круглыми отверстиями, однако это ощущение быстро проходит.
Установленные в VFX1 LCD матрицы действительно выдают контрастное изображение. Цвета яркие. А когда я запустил Quake и немного прошел к выбору порталов с уровнем сложности, где покрутил головой…. Сразу пробежали мурашки. Я действительно попал ТУДА! В ТОТ Quake! Не в яркий, светлый GL Quake на небольшом плоском экране, а в огромный, мрачный, угрюмый, жуткий, самый первый Quake! Можно оглядеться по сторонам, посмотреть вверх, вниз. Под ноги и в зенит не получиться – ограничения мешают, однако всё равно очень впечатляет. Обзор мышкой уже совсем не то. Тут ты именно смотришь сам, а не руками поворачиваешь изображение. Что же касается качества звука, то оно на уровне, наушники в шлеме действительно достаточно качественные. Неблагодарное дело описывать изображение. Другое дело показать фотографию. Снять фотоаппаратом то, что видишь в шлеме невозможно. Я попытался. Получилось или значительно бледнее, или темнее. Приведу несколько фотографий снятых мной в окуляр шлема. Общее впечатление от разрешения экрана они дают. Но в реальности цвета намного ярче. Присутствуют подушкообразные искажения не только на фото, вживую они тоже есть. Регулировками эта проблема не устраняется, кроме того, как я не пытался настраивать окуляры, изображение еще и немного мылит по краям экрана.
Вот так выглядит Heretic. Я специально оставляю немного черного фона, что бы передать хотя бы частично ощущение от просмотра изображения.
Снимать очень нелегко малейшая подвижка и край экрана получается нерезкий. Как это получилось на фото. Левая сторона.
Еще кадр.
На самом деле у экрана противоположные стороны равны. А теперь Quake 2. Видна часть окуляра.
Сама игра.
Doom
А вот управление в игре оставило двоякое впечатление. Во время игры манипулятор держишь на весу в руке, наподобие пистолета. С одной стороны это даже интересно. Кнопка, которая под указательным пальцем, как спуск у оружия. Нажал – выстрелил, понравилось. Повороты можно делать двумя способами, поворотом головы в шлеме и наклоном манипулятора. Тут нужна привычка. Первое время, как появлялись враги, я поворачивался к ним лицом, шлем отслеживал поворот, и картинка крутилась в нужную сторону, но инстинктивно при этом шевелиться рука с CyberPack, а он так же вносит свой вклад в повороты. Сразу начинаешь “утыкаться” в стены, разворачиваться в другую сторону или в нужную, но дальше чем это требуется. Для чёткого управления нужен навык. Целиться в шлеме VFX1 намного сложнее, чем мышкой. Опять два варианта: либо поворотом головы, либо наклонами манипулятора. Непривычно. Играть можно только на самом легком уровне. Иначе постоянно будешь лежать на полу. Двигаться вперед можно наклонив манипулятор вперед или нажав среднюю кнопку. Движение назад - наклон манипулятора на себя. Первое время путаешься. В Doom я сразу же влез в воду и долго не мог оттуда выбраться. Кстати в Doom нельзя смотреть вверх-вниз. Только по сторонам. Оригинальная игра не поддерживает такие возможности. Долго держать CyberPack сложно, несмотря на его небольшой вес, с непривычки очень быстро утомляешься.
Нужно сказать, что производитель не рекомендует играть в шлеме более 15 минут. Кто-то считает, что это связано с качеством линз, однако я думаю, что даже у здорового человека просто не выдерживает вестибулярный аппарат. Как раз минут через 15 начинаются легкие признаки «морской болезни». Хотя может быть это просто индивидуальная особенность моего организма.
После тестов с DOS играми, я попытался запустить «виндовые». Такой хит всех времен и народов как Half Life. Не получилось. Так выглядят настройки игры.
А на этой фотографии конечно можно узнать Гордона, но играть в такое нельзя.
Попробовал запустить еще несколько, не вышло. Что и говорить, шлем создан для DOS игр, таким и останется. Устанавливать игры, равно как и производить другие действия лучше все же на мониторе, поскольку Рабочий стол Windows выглядит примерно так:
Надписи хоть и различимы, но читать их трудно. А ещё в шлеме присутствует такая “фича” как стереоизображение. Нужно сказать, что тут настоящее стерео. Для каждого глаза свой монитор, а не затворные очки, которые по очереди закрываю вам один глаз на один монитор. Выглядит очень интересно. Фотография этого естественно передать не сможет. Во время игры в стерео режиме возникает ощущение объема и глубины картинки. Все было бы еще лучше, если бы матрицы имели большее разрешение, но, чем богаты, тем и рады.
Вот примерный список игр, где работает стереоскопическое изображение: Magic Carpet, Magic Carpet Plus, Magic Carpet 2, Quake, Hexen II, Descent v1.4a, Descent II, Madspace, Z.A.R., Comanche 3, System Shock Enhanced CD, Malice, VR Slingshot, X-men: Ravages of Apocalypse. Здесь список из 100 игр, где можно использовать вращение головой и поддерживается CyberPack. В комплекте программного обеспечения есть драйвер VRMOUSE, который обеспечивает поддержку VFX1 в программах, не имеющих встроенных драйверов для шлема. В играх запущенных с поддержкой VFX1 мышка отрубается, управление перехватывает шлем и манипулятор. Впрочем, можно загрузить игру без поддержки шлема и играть с мышкой. Но тогда трека шлема не будет.
В Сети есть F.A.Q. по шлему, однако ничего особенно интересного в нём нет. Приведу несколько взятых оттуда важных, на мой взгляд, советов.
1. Не рекомендуем использовать VFX1 с 64-битными VRAM графическими акселераторами - могут возникнуть проблемы со стереоскопическим изображением.
2. Если в играх не работает трек шлема, а диагностика проходит нормально, то может помочь перезагрузка компьютера. Если не помогло, то нужно проверить, нет ли конфликтов между устройствами. В играх всегда выбирать режим управления Keyboard + Mouse. А если и это не помогло, то еще раз проверить калибровку шлема.
В конце статьи принято делать выводы. И выявлять положительные и отрицательные свойства обозреваемого аппарата. Нехорошо нарушать традиции. Примем к сведению, что герою сегодняшнего повествования минуло 18 годиков. Несмотря на столь почтенный возраст, шлем совершенно не устарел. И не мог он устареть, если создан под определенные игры, которые любят и ценят до сих пор. Скажу одно – VFX1 мне понравился. Он действительно позволяет погрузиться в иную реальность, взглянуть совершенно по-новому на всем известные игры, в которые играно и переиграно бессчётное количество раз. Это вещь цельная, самодостаточная, улучшить её очень сложно. Все сбалансировано и рассчитано. Нет, конечно, можно выкинуть все нутро, как описано тут, и запихнуть туда более современную начинку. Но нужно ли это? Такими экспериментами напрочь убивается аутентичность. Получиться не очень новое, да еще в старой упаковке. Кошмар! Если и модернизировать старичка, то мягко. Сменить окуляры на более качественные. Почистить, подштопать, подклеить. И все, достаточно. Нельзя требовать от вещи того, на что она не рассчитана. Тем более, что таких шлемов с каждым годом становиться все меньше и меньше, место им в музее, либо на столе коллекционера и любителя ретро-игр.
Обсудить материал можно в нашем форуме, а также в официальных группах Facebook и ВКонтакте.
Ссылки на полезные сайты по теме:
http://dukertcm.com/knowledge-base/downloads-rtcm/general-controllers/ - драйверы, патчи и прочий софт. http://www.tankraider.com/VR/VFX1/VFX1.htm - драйверы и софт для шлема http://mellottsvrpage.com/vfxfaq.txt - FAQ на английском http://www.vfx1headgear.123.fr/index.php – драйверы, патчи, FAQ. Язык - французский. http://www.mindflux.com.au/products/iis/vfx1.html - большое количество материала, список поддерживаемых игр, к сожалению очень много битых ссылок. http://www.vrtifacts.com/hmds/retrospective-photo-review-of-forte-vfx1-virtual-reality-system/ - обзор шлема на английском. http://www.g-e-n-e-r-a-l.de/14230/62913.html - обзор на английском, список игр, ссылка на скачивание софта. http://www.tts.lt/faq/andy/Vr/vr_helm.htm - статья на русском «Кому нужна виртуальная реальность». http://easyjohn.livejournal.com/127668.html - Отличная статья easy_john «Комп P2 + Шлем VFX1» http://hardware-museum.livejournal.com/108517.html - Список совместимых видеокарт. Автор easy_john. http://www.mellottsvrpage.com/VFX1TheoryOfOps.htm - линкбокс своими руками. http://mellottsvrpage.com/VFX2.htm - модернизация шлема.