ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Спецификации
- Упаковка и комплектация
- Осмотр, эргономика и эксплуатация
- Начинка: тестируем 3G-лазер
- Программное обеспечение и интегрированная память Razer Synapse
- Выводы

Когда появились первые мыши с лазерным сенсором, их главным конкурентным преимуществом над обычной оптикой стало повышенное оптическое разрешение. Значение 2000 dpi было достигнуто в первом же поколении лазеров, хотя для оптических сенсоров подобная величина реального (а не программно интерполированного) разрешения является пределом – например, оптика Razer 3G имеет 1800 dpi, причем улучшение относительно второго поколения прошло всего лишь на 200 dpi. Существенно более высокие значения, заявляемые некоторыми производителями вроде A4Tech, получены путем интерполяции на уровне ПО и являются всего лишь маркетинговым трюком – на самом деле, точность позиционирования у таких мышей ниже, чем у «честных» 1800 dpi.
Тем не менее, не только разрешающая способность является важной характеристикой сенсора – точно так же, как частота в гигагерцах не связана напрямую с производительностью CPU. Есть два других показателя, по которым лазерные сенсоры первого и даже второго поколения сильно проигрывали оптике. Это максимальная скорость перемещения (tracking speed) и высота, на которой сенсор «теряет» поверхность при отрыве от коврика.

Стоит уточнить, что конкретно подразумевается под первым, вторым и третьим поколением лазерных сенсоров. К первому поколению относится большинство моделей на рынке, начиная с первенца Logitech MX1000, а также Razer Copperhead и Microsoft Sidewinder. Используемые в них сенсоры отличаются разрешением 2000 dpi, максимальной скоростью перемещения около 45 дюймов в секунду и предельным ускорением 20 G. Ко второму поколению относятся Logitech G9, SteelSeries Ikari Laser и Saitek Cyborg. У них разрешающая способность повышена до реальных 3200 dpi, а скорость передвижения составляет от 45 до 65 дюймов в секунду. Ну и, наконец, третье поколение сенсоров дебютирует в обозреваемом продукте – Razer решили полностью пропустить 2G-лазеры. Обратите внимание, что такие модели мышей, как DeathAdder, Diamondback 3G и Boomslang 2007 CE тоже используют 3G-сенсор, но оптический с инфракрасной подсветкой. Подробнее про «родословную» поколений оптики можно прочитать в нашем обзоре Razer DeathAdder.
Итак, третье поколение. По мнению Razer, ключевыми характеристиками лазерных сенсоров этого типа являются:
- разрешающая способность 4000 dpi;
- возможность аппаратной настройки разрешения с шагом 125 dpi;
- скорость перемещения 100 дюймов/сек;
- предельное ускорение 25 G;
- минимальная высота отрыва от поверхности.
Точная аппаратная настройка разрешения сенсора полезна, так как позволяет, с одной стороны, идеально отрегулировать физическую разрешающую способность под нужды пользователя, а с другой – позволяет делать это без применения программных средств, то есть настройки можно сохранить в самой мыши и они останутся неизменными независимо от наличия в системе установленного драйвера. Ранее лазерные сенсоры могли изменять разрешение только на несколько ступеней (например, 400/800/1600/2000 dpi). У Lachesis точек переключения тоже 5, но каждая из них может быть настроена в широких пределах с шагом в 125 dpi. Например, если нижнее значение стандартно установлено на уровне 500 dpi, то через ПО можно выставить от 125 до 875 dpi для данной ступени. Верхнее значение регулируется в пределах 2125-4000 dpi. Установки сохраняются в пользовательском профиле в памяти мыши, поэтому доступны в любой момент. Стоит заметить, что уже после появления Lachesis в продаже вышло еще несколько продуктов с возможностью гибкой конфигурации аппаратной разрешающей способности сенсора, в частности Zalman FPSGun FG1000 и SteelSeries Ikari Laser, однако первыми внедрили эту возможность именно Razer. Кстати, даже сама концепция мгновенного переключения пользователем чувствительности мыши, которую сейчас применяют все производители поголовно, появилась с подачи Razer – в 1999 году функция On-The-Fly Sensitivity присутствовала в Boomslang 2000.
Скорость перемещения без «срыва» курсора всегда была слабым местом лазерной технологии. Фактически, обеспечив уже в первом поколении высочайшее значение разрешающей способности, создатели этих сенсоров пожертвовали вторым важным параметром. В итоге, на низкой чувствительности мышь становилась неиграбельной. При резких длинных движениях, характерных для любителей low-sens (а при понижении скорости перемещения курсора повышается четкость попаданий), курсор просто срывался с намеченной траектории из-за того, что сенсор не мог обработать перемещение мыши с высокой скоростью. Вот почему год назад Razer специально продвигали не-лазерную мышь DeathAdder, как решение для любителей низкой sensitivity. Благодаря новому сенсору 3G, Lachesis отличается великолепным показателем максимальной tracking speed – до 100 дюймов в секунду, что более чем вдвое превышает результат Copperhead и прочих продуктов первого поколения. Проверить это утверждение легко, даже если вы (как и я) в играх предпочитаете высокую чувствительность. При отключенной акселерации в Razer’овском драйвере выставляется минимальная sensitivity (1), а значение dpi устанавливается на уровень 500. После этого мышь становится очень медленной, перемещая курсор всего на 50 пикселей на дюйм движения манипулятора. Таким образом, при резком движении вправо-влево на большом коврике, можно добиться смещения курсора примерно на 300-500 пикселей. Для усложнения теста я также понизил чувствительность курсора в Win XP, еще в несколько раз снизив скорость его перемещения. Так вот, даже в этом варварском режиме Lachesis ни разу не «сорвала» курсор, в то время как подключенный для сравнения продукт первого поколения лазеров (OCZ Equalizer) постоянно перемещал курсор в хаотичном порядке, да и Razer Copperhead справился с задачей плохо. Впрочем, справедливости ради отмечу, что SteelSeries Ikari Laser (2-е поколение, 3200 dpi) также успешно прошла данный тест. Заявленная tracking speed в 100 дюймов/сек при любых обстоятельствах является избыточной, ни один игрок не сможет переместить мышь на 25 см (10 дюймов) за 0,1 секунды. За счет этого вопрос о «срыве курсора на лазерной мышке» можно считать закрытым – эта проблема осталась в прошлом благодаря развитию технологий.
Что можно сказать и о максимальном теоретическом ускорении? У лучших оптических мышей этот параметр составляет 15 G, у лазерных 1-го и 2-го поколения – 20 G, а у Lachesis заявлено 25 G. Кто забыл школьный курс физики, я напомню: 1 G = 9.8 м/с. Разумеется, даже в очень кратковременном масштабе невозможно представить движение мышью с ускорением свыше 200 м/с, так что этот красивый параметр полезен только с маркетинговой точки зрения, тем более, что он не связан напрямую с реально важным tracking speed.
Наверное, стоит отдельно рассказать, как получить идеальную точность передвижения курсора. Сенсор получает данные о перемещении аппаратно, но они могут быть обработаны программными «фильтрами» драйверов и операционной системы. Для того, чтобы избавиться от каких-либо программных изменений, необходимо сделать следующее:
- отключить акселерацию в Windows (Control Panel -> Mouse -> Pointer Options -> Enhance Pointer Precision -> Off);
- установить там же скорость передвижения указателя на середину шкалы (это удобнее сделать через драйвер Razer, там надо выбрать Advanced Sensitivity -> Win Pointer Speed -> 5);
- если таковая включена, то отключить акселерацию в драйвере Razer, т.к. это другой механизм акселерации, нежели приведенный в первом пункте;
- в драйвере Razer выставить чувствительность мыши на максимум (10). Снижение этого параметра реализуется программным фильтром, который уменьшает на 10% скорость передвижения курсора относительно аппаратного значения.